|
Милосердие или правосудие?
Несовершенство системы правосудия в России, да и наверняка в любой другой стране – давно признанный всеми факт. Однако довольно редко такая тема становится предметом освещения в художественных фильмах – слишком уж сложно, слишком неоднозначный может получиться результат. Никита Сергеевич Михалков смог поставить перед собой эту непростую задачу и создать уникальный шедевр российского кинематографа, достойный мирового признания. Фильм «12» - это, с одной стороны, обычная история еще одного судебного разбирательства, а с другой – история жизни одного человека, чеченского ребенка, усыновленного офицером Российской Армии, зарисовка на вечную тему чеченской войны, попытка ответить на вопрос, где заканчивается «хорошо» и где начинается «плохо». Герои – 12 присяжных, людей, который не объединяет между собой ничего, кроме общей задачи, собрались в небольшой комнатке, чтобы вынести окончательный приговор маленькому чеченцу, обвиняемому в убийстве собственного отчима. Следствие проведено на скорую руку, и вина мальчишки вроде бы очевидна. Заседание должно быть коротким эпизодом в жизни каждого из присяжных – у них слишком много своих собственных проблем, чтобы уделять внимание какому-то малолетнему преступнику. Однако стоит кому-то из них взглянуть на ситуацию по-другому – и им открывается то, о чем они даже не могли подозревать. В фильме «12» Михалков мастерски играет с сюжетом, заставляя зрителя пребывать в постоянном психологическом напряжении. Однако здесь вы не увидите динамично сменяющихся событий – все действие происходит в одной комнатке, где присяжные отрезаны от всего мира. Лишь иногда Михалков перемещается в реалии мирной чеченской жизни, где мужчины зажигательно танцуют, а женщины ласково гладят по голове детей и готовят национальные блюда. А потом – сцены жестоких сражений, разрушенные здания, грязный голодный ребенок, костлявый пес, тащащий в зубах оторванную человеческую руку. В контексте этого зритель начинает воспринимать личность подсудимого, его прошлое и настоящее более остро, задумываясь и над его печальным будущим. В этот момент звучат возможные оправдания, которые уже не кажутся абсурдом. Тем не менее, всегда остается тонкий момент сомнения, заставляющий балансировать на грани решения «виновен» и «невиновен» как присяжных, так и зрителей. Накал страстей картины «12» (http://www.ivi.ru/watch/70157) заставляет буквально прильнуть к экрану на протяжении всего действия. По остроте поднятых социальных проблем и неоднозначности темы, фильм вполне может поспорить с такой картиной как «Сволочи » (http://www.ivi.ru/watch/53168), вызвавшей в свое время немалый резонанс среди публики и критиков. Михалков крайне внимателен к каждой детали и немалое значение придает символизму. Так, например, нельзя не заметить небольшого воробушка, который залетел в комнату к присяжным – так и хочется связать образ подсудимого с этой небольшой птичкой, спрятавшейся среди людей от своего одиночества и невольно принимавшей участие в спорах присяжных. Разумеется, критики Михалкова не преминут язвительно пройтись по его триумфальному поведению в финале и практически пророческому тону, с которым он подводит итог сюжету. Однако вряд ли этот эпизод способен серьезно испортить впечатление от фильма - слишком уж серьезные были поставлены вопросы, слишком сложными и неоднозначными наверняка станут ответы для каждого зрителя.
|